ЗАГРУЗКА И ЦЕНТРОВКА ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА
Для каждого летательного аппарата установлен определенный порядок его загрузки перед -полетом. Соблюдение этого порядка обеспечивает заданную центровку летательного аппарата, максимальное использование его полезной грузоподъемности и рациональное размещение грузов в целях сокращения времени погруз ки и выгрузки.
Под центровкой летательного аппарата понимается продольное положение его центра тяжести относительно крыла Она определяется расстоянием от начала средней аэродинамической хорды до Центра тяжести и выражается в долях или процентах САХ Положение (центра тяжести в значительной мере определяет устойчивость и управляемость летательного аппарата. Отклонение его за установленные пределы может привести к летному происшествию
Совремеиные летательные аппараты имеют сравнительно небольшой диапазон изменения допустимых центровок, а ори заправке баков топливом, размещении пассажиров в кабинах и загрузке багажников центровка летательного аппарата может изменяться в значительных пределах
Это обстоятельство обусловливает высокие требования к Загрузке летательного аппарата.
Расчет загрузки и центровки летательных аппаратов для транспортных полетов производит диспетчер по центровке службы перевозок (ДІД). Учитывая важность этих расчетов, на командира корабля возлагается обязанность осуществлять контроль расчета загрузки и центровки летательного аппарата.
Диспетчер по центровке для расчета загрузки и центровки должен располагать сведениями о заправке топливом, коммерческой загрузке, массе пустого летательного аппарата, допустимой взлетной массе, предельных значеннях центровки.
Зная допустимую Білетную массу летательного аппара
та, можно определить предельную коммерческую нагрузку яімнщн по формуле
^*К,1М“^ВаАТ1<М Уикенд Ttt IV» , I •
Коммерческая нагрузка включает массу пассажиров багажа та яг н груза /Игр Таким образом, коммерческая паї рутка определяется суммой указанных весов
"’ы а = + »W+«i, p-
При выполнении расчетов загрузки принимают массу людей члены экипажа — 80 кг, взрослые пассажиры — 75 кг, дети от 5 до 12 лет—-30 кт, дети менее 5 лет — 20 кг.
Зная количество пассажиров, можно определить допустимую массу багажа и груза
тбк ~h ">гР — тКи„ 75я, Ир • 30/г 20ял,.,
где л„,,р—число взрослых пассажиров, пд. с— число детей в возрасте от 5 до 12 лет; Пд. м — число детей в возрасте до 5 лет
Расчет центровки можно производить как аналитическим, так в графическим способом. Он производится для взлетной и посадочной массы с убранным и выпущенным положениями шасси Для расчета центровки нужно знать массу и центр тяжести пустого летательного аппарата.
Схему аналитического расчета центровки можно представить следующим образом (рис 219) На оси х, являющейся строительной горизонта тью фюзеляжа, размещают массы экипажа, пассажиров, багажа, грузов, продуктов питания и топлива в соответствующих местах, а также массу пустого летательного аппарата в
Рлс 21 9 Центровочные оси
где XI — расстояние От грузов НІ і до центровочной оси у Расстояние от оси у до центра тяжести будет х 2Щ — S(”ii*.) _
Vm; Угпі Тогда центровка в процентах САХ будет
х„ = Лая — 100 = —^—1ЮО = —
«САХ "САХ "САХ
где Оо — расстояние от оси у до начала средней аэродинамической
ХОрДЫ &СЛХ
При расчете центровки иногда ось у располагают в точке О’, находящейся от начала САХ на расстоянии o’=0,25 Ьсдх Смещение оси у делают на величину
jc(,=a(14-a’=a<)-f 0,256сах,
соответственно значения плеч теперь определяют из выражения x’=xt — x„=xt—(a0—O,25bcKx )•
В этом случае центровка летательного аппарата определится по формуле
Обычно отдают предпочтение графическим способам расчета центровки, так как аналитический расчет требует больше времени на вычислительные работы.
В связи с этим для каждого типа летательных аппаратов разработаны центровочные графики (рис. 21.10), образцы которых помещены в руководствах по летной эксплуатации.
Кроме сокращения времени, графический расчет центровки дает наглядное представление о том, какие факторы и в какой степени оказывают влияние иа смещение центра тяжести вперед или назад и какие меры необходимо принять для обеспечения центровки в заданных пределах. На этих графиках указывают все необходимые сведения для расчета загрузки и центровки по предстоящему полету.
Центровка в */в САл |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Рік. 21.10 Центровочный график
Центровочный график состоит из номограммы моментов, центровочной номограммы (внизу)" и шкалы центровки пустого летательного аппарата. Номограмма моментов содержит перечень видов загрузки и степень влияния их на центровку Каждая строка имеет свой масштаб, который зависят от влияния величины того иди иного момента груза на смещение центра тяжести в направлении, указанном стрелками.
Центровочная номограмма представляет собой сетку, по оси абсцисс которой отложены значения центровки в процентах, а по оси ординат — коммерческая нагрузка в тоннах Незаштрихован — ная зона представляет пределы допустимых значений центровки летательного аппарата.
В перечне видов загрузки отсутствует топливо. Объясняется это наличием систем автоматического управления расходом топлива в полете, обеспечивающих центровку летательного аппарата в заданных пределах. Это означает, что если центровка летательного аппарата без топлива находится в иезаштрихованной зоне, то в полете с любым количеством топлива центровка не выйдет за пределы
ЭТОЙ ЗОНЫ.
Расчет центровки при помощи центровочного графика состоит в следующем. На верхней шкале отмечают положение центра тяжести пустого летательного аппарата (точка Л). Из этой точки опускают перпендикуляр к первой строке (экипаж). Членов экипажа 4 чел. Каждый. из них создает момент, равный одному делению в направлении стрелки. Отсчитав 4 деления, опускают перпендикуляр иа вторую строку. Здесь 4 человека создают момент, равный одному делению в том же направлении Зная количество пассажиров в рядах и величину грузов, указанным выше способом опускают до нижней строки. После этого опускают перпендикуляр до соответствующего значения коммерческой нагрузки. Полученная иа центровочной номограмме нами точка Б, соответствующая коммерческой загрузке тком=6,2 т, находится в зоне допустимых центровок. Следовательно, грузы на летательном аппарате р:. — мощены правильно.
Если центровка выходит за допустимые пределы, необходимо сделать перераспределение грузов и пассажиров. В некоторых случаях, например при перегонке летательных аппаратов без пассажиров н груза, для обеспечения необходимой центровки загружают балласт. С этой целью в аэропортах имеются специальные балластные мешки с песком весом по 20 и 30 кг. После проверки центровки составляется сводная загрузочная ведомость.
Аналитический и графический расчеты центровки не являются достаточно точными вследствие принятия постоянными массы всех взрослых пассажиров н несоответствия фактического размещения загрузки расчетной. Более точным является определение центровки летательного аппарата на специальной площадке, иа которой замеряют нагрузку иа опорные точки и при помощи счетно-решающего устройства быстро и точно определяют взлетную массу и центровку. Более совершенным является определение центровки при ПОМО-
щи автоматической системы, замеряющей давление жидкости в амортизационных стойках шасси. По этим показаниям бортовое счетно-решающее устройство выдает иа специальные индикаторы значения взлетной массы и центровки летательного аппарата.
Глава 22